![]() |
![]() |
Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в Борковской средней школе |
||||||
![]() |
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
1. Общие положения. 1.1. Классы коррекционно-развивающего обучения создаются в Борковской средней школе с углубленным изучением иностранных языков в соответствии с Уставом школы, утвержденным Постановлением главы муниципального округа № 65 от 2 июня 1997 года. 1.2. Классы коррекционно-развивающего обучения являются новой формой дифференциации образования, позволяющей решить задачи современной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. 1.3. Классы коррекционно-развивающего обучения сохраняют непрерывность реабилитационного пространства на основе интеграции дошкольного учреждения и школы. 1.4. Деятельность классов коррекционного обучения строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования. 1.5. Цель организации указанных классов – создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго предопределяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности. Система работы в классах коррекционо-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков школьного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности. Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекция недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечить выполнение детьми с трудностями в обучении федерального образовательного стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся. Важнейшей задачей являются охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей указанной категории, а также их социально-трудовая адаптация. 2. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения. 2.1. Классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организованы на всех ступенях образовательного процесса. 2.2. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического консилиума школы о необходимости данного типа обучения. Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления. 2.3. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до 11 класса включительно. На ступени основного общего образования классы коррекционно-развивающего обучения могут быть открыты не позднее 5-6 класса. На первой ступени обучения в этих классах проводятся различные виды коррекционной работы, на второй ступени – они работают как классы педагогической поддержки, на третьей ступени – как классы углубленной профессиональной подготовки. 2.4. Обучение в коррекционно-развивающих классах первой ступени продолжается 4-5 лет в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешности обучения ребенка. Продление сроков обучения возможно только по заключению психолого-медико-педагогической консультации или медико-педагогической комиссии индивидуально на каждого ребенка. 2.5. В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявление легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка). Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). 2.6. При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению психолого-медико-педагогического консилиума обучающиеся коррекционно-развивающих классов могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих). 2.7. Обучающие проявляющие особые склонности и способности к отдельным учебным дисциплинам могут посещать уроки в общеобразовательном классе, а также факультативные занятия. 2.8. Наполняемость классов коррекционно-развивающего обучения 9-12 человек. 2.9. Распорядок дня для обучающихся в указанных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в первую смену по режиму продленного дня. Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройств, аффективном поведении организуется индивидуальный щадящий режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели) и обязательная лечебная психотерапевтическая помощь (специалисты могут привлекаться по договору). Для обучающихся в коррекционно-развивающих классах первой ступени вводится дополнительное каникулярное время в феврале продолжительностью в 7 календарных дней . 2.10. Для организации и проведения специалистами различных профилей комплексного изучения детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школьной жизни, в школе приказом директора может создаваться психолого-медико-педагогический консилиум. В его состав входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, опытные учителя, работающие с этой категорий детей, дефектолог, психолог. Специалисты, не работающие в данном учреждении, привлекаются для работы в консилиуме по договору. 2.11. В задачи консилиума входят:
3. Организация коррекционно-развивающего Образовательного процесса. 3.1. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом для образовательного учреждения и программами для массовых классов. адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка и согласованными с методическими службами. Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов, так и учебникам массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель. 3.2. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом. 3.3. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются: активизация познавательной деятельности учащихся, повышение уровня их умственного развития, нормализация учебной деятельности, коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития, социально-трудовая адаптация. 3.4. Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы школьного компонента, а также консультативные часы групп продленного дня. Продолжительность таких занятий не превышает 30 мин., наполняемость групп не больше 4-5 человек. 3.5. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения вводится должность логопеда из расчета не менее 15-20 человек с нарушениями речи. 3.6. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально или по группам из 4-6 человек, а также в подгруппах из 2-3 человек. 3.7. При проведении уроков трудового и профессионального обучения класс делится на две группы . 3.8. Содержание трудового и профессионального обучения определяется исходя из региональных, местных условий, состояния здоровья обучающихся и осуществляется на основе вариативных профилей труда, включая в себя подготовку для индивидуальной трудовой деятельности. 3.9. Вопрос об итоговой аттестации, ее организации решается Департаментом образования и воспитания. 3.10. Выпускники 9, 11 классов успешно освоившие курс основной и полной средней школы, получают документ установленного образца. 4. Кадровое и материально-техническое обеспечение. 4.1. В классах коррекционно-развивающего обучения работают учитель, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку. 4.2. В необходимых случаях для работы с обучающимися классов коррекционно-развивающего обучения привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, по договору (врач-психоневролог и др. специалисты). 4.3. При наличии в школе более трех классов такого типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание образовательных учреждений дополнительно ставки специалистов: педагога-психолога, социального педагога, дефектолога. 4.4. Классным руководителям классов коррекционно-развивающего обучения производится доплата за классное руководство в полном объеме. 5. Содержание работы куратора класса педагогической поддержки. Одним из видов компенсирующего обучения является организация классов педагогической поддержки. Эти классы создаются для детей, плохо адаптирующихся к условиям школьного обучения, имеющих трудности в усвоении программ по различным причинам: низкий уровень сформированности психологических и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых определяются признаки социально-педагогической защищенности, слабовыраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания, деятельности, памяти, воли). Как показал опыт работы, в таком классе собираются дети с трудной "школьной судьбой", многие из них имеют девиантное поведение, аффективные реакции или, напротив, замкнуты, равнодушны, безынициативны. Большинство из них имеют отрицательное отношение к учебе, неадекватную самооценку, не имеют познавательной мотивации. Такое положение часто отягощено семейными неурядицами, неприятием такого ребенка родителями или равнодушное отношение к его судьбе. Эффективное обучение и прогрессивное развитие личности даже в условиях низкой наполняемости в классе педагогической поддержки не возможно без участия куратора класса. Требования к личности куратора. Куратор класса педагогической поддержки – это не просто классный руководитель, хотя во многом он выполняет и его функции. Желательно, чтобы куратор имел психологическое образование или был знаком с особенностями развития детей группы риска. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, связанных с обучением и воспитанием трудных школьников, грамотно поставить вопрос перед психологом, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей-предметников и родителей, вести дефектологические занятия с учениками своего класса. Куратор класса педподдержки под руководством психолога может провести грубую диагностику, использую несложные методики. Куратор класса педподдержки должен иметь высокие нравственные качества, уметь общаться с детьми, хорошо их понимать, в большей степени, чем другие учителя, обладать терпением, интеллектуальной мобильностью, рефлексией. Куратор должен уметь создать в школе оптимальные условия для развития каждого ребенка класса педподдержки. Функциональные обязанности куратора класса педагогической поддержки. Куратор класса педагогической поддержки осуществляет:
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - |
![]() |
||||||
![]() |
||||||||
![]() |
![]() |
|||||||
© www.borok.ru |